Дети войны помнят многое…
Они не воевали, но жестокая машина Великой Отечественной безжалостно проехала и по их жизни.
Уходят наши ветераны, с каждым годом редеют их ряды. Но есть еще категория населения, которую принято называть детьми войны. Они помнят многое, до мельчайших подробностей остались в памяти некоторые эпизоды той жизни, связанной с войной, которая отняла у них детство.
Помню, как поздно вечером к нам постучали в окно (шла война с Японией) и потребовали плотно закрыть окна или вообще убрать освещение в доме. Светомаскировка! Родители быстро завесили одеялами оба окна и выкрутили до минимума фитиль керосиновой лампы. Немцев мы здесь, в Приморье, не видели, а близость Японии чувствовалась во всем.
Что больше всего запомнилось нам, детям, - постоянный голод. Хлеб – по карточкам, его, конечно же, не хватало. Весной заканчивалась картошка, собирали на колхозных полях гнилую, пекли лепешки. Если удавалось достать сои и поджарить ее на плите – это было лакомство повкуснее сегодняшнего шоколада!
Запомнился случай, когда мы с ребятишками играли около своего барака в пятнашки, а мимо проходил офицер с буханкой хлеба в руках. Мы как бы в шутку стали галдеть: «Дяденька, дай хлеба! Дай хлеба!», не надеясь на удачу.
Он вдруг остановился, внимательно посмотрел на нас с жалостью и стал ломать хлеб на небольшие кусочки… Раздал нам все, до крошки!.. Я до сих пор помню его, таким неожиданным показалось нам это счастье.
Рядом с нами находилось так называемое Заготзерно, стояли в ряд, вдоль железной дороги, деревянные склады с зерном. Досужая детвора нашла в одном из складов крошечную щель, в которую с трудом могла пролезть рука маленького ребенка и захватить в ладошку хотя бы несколько зернышек пшеницы. Какими же вкусными они нам казались! Ели наперебой!
Похлебка из первой зелени, крапивы, лебеды, вареная белая сахарная свекла вместо сахара, соевый жмых, щавель – чего только не приходилось есть, чтобы утолить постоянный голод! Поэтому-то сейчас, когда люди старшего поколения видят, как современные дети бросают на землю булочки, играют ими в футбол, у них просто сердце кровью обливается!
Подошло время идти в школу, в первый класс. Мама сшила из старого пальто сумку на лямках, положили туда деревянную ручку, драгоценное перышко, найденные где придется листочки белой бумаги ( а у кого не было, писали на обложках старых книг, на газетах) и – вперед!
В простой бутылочке с самодельной пробкой – чернила. Бутылочка – в маленьком мешочке, привязанном к «портфелю». Вот в таких условиях дети и учились, и учились хорошо, и, как считал наш незабвенный русист Виталий Александрович Нуйкин, мы были более грамотны, чем наша молодежь с ее перекосами в сторону американизации языка.
Когда мне купили первый портфель, в классе втором или третьем, радости не было предела! Его запах, блестящий замочек с малюсеньким ключиком просто сводили с ума! А первые тетради – их так берегли, так боялись посадить кляксу. Да и первые чернильницы-непроливашки – это же настоящее счастье!
Цветных карандашей долгое время не было. Первый раз мне родители где-то купили зеленый и коричневый, помню их до сих пор, столько было радости!
Вскоре ночью приснился сон, что кто-то подарил мне целую коробочку цветных карандашей. Приняв сон за реальность, утром я обыскала весь дом в поисках заветной вещицы, так хотелось рисовать и рисовать без конца! Раскрасить нашу серую жизнь в яркие цвета.
По окончании войны мимо нашей станции везли пленных японцев. Они бросали детям свои монетки, простые карандаши, ручки. И, как ни странно, у нас к ним не было зла, тогда как только при воспоминании о немцах у мальчишек сжимались кулаки.
Наши солдаты, проезжая мимо, подкармливали на станции детей гречневой кашей, давали галеты, блокнотики из рисовой бумаги, всякую другую мелочь.
Постепенно жизнь налаживалась. Колхозникам, конечно, приходилось труднее, а наши родители – железнодорожники получали хоть и скромную, но зарплату, сажали огород, держали подсобное хозяйство, так что нам жилось неплохо.
Вспоминая все, что пришлось пережить, понимаешь, что и ветераны войны, и те, кто был в те годы еще ребенком, подростком, должны как можно чаще рассказывать об этом нашим школьникам, с тем, чтобы они ценили все, что имеют на сегодняшний день, и учились беззаветно любить свою Родину.
А. Ветрова
Отзывы
1. валентина, 12.05.2013, 18:33
А моя старшая сестра, родившаяся в сентябре 41-го, как рассказывала, японцев боялась до жути... Жили они тогда в Ишиме, сибирском городке. И пленные японцы что-то строили, пилили дрова. Их водили по городку колонной и сестре казалось странным их поведение: найдут лягушку и съедают ее, ругаясь и ссорясь... А еще без стеснения отправляли естественные надобности на виду у прпохожих...
Добавить отзыв
Читайте также
![]() | 07.09.2017 Обсуждение проекта программы |
![]() | 11.08.2017 Общественные обсуждения проекта |
![]() | 09.03.2016 Свою историю мы творим сами |