Долгих лет Вам, бабушка Настя!
Отправляясь на встречу с Анастасией Леонтьевной Никуленко, жительницей с.Черниговка, я и не подозревала, что приятный повод для встречи – 90-летний юбилей моей героини, станет приятным знакомством и для меня самой.
Анастасия Леонтьевна оказалась интереснейшим собеседником и добрейшей души человеком, который заряжает своей кипучей энергетикой буквально всех и с первых же минут общения влюбляет в себя окружающих. Не очароваться этой женщиной просто невозможно!
…Подходя к уютному домику, расположенному в самом центре с.Черниговка, я мысленно представляла, как мне навстречу выйдет пожилая бабушка солидного возраста, (дело-то не шуточное – 90 лет!), и затем мы в тихой и неспешной беседе окунёмся в воспоминания прожитых лет.
Постучав в калитку, я пытливо высматривала хозяйку усадьбы поверх её забора. Звонким переливом залаяла хозяйская собачка, предупреждая о моём приходе, и буквально через несколько секунд калитка гостеприимно приоткрылась. И тут я буквально растерялась. Передо мной стояла маленькая, или вернее будет сказать, очень миниатюрная пожилая женщина, явно не выглядевшая на свой столь солидный возраст. Узнав, что я из редакции, она звонким голосом пригласила меня пройти в дом.
- Ну, и здравствуйте! А я вот порядки навожу, цветочки после юбилея сортирую по вазам, - сказала Анастасия Леонтьевна. За считанные минуты меня обули в домашние тапки и с комфортом усадили за стол. «Вот это да! - подумала я. - Да тут бодрость под стать нам, молодым! И неужели Анастасии Леонтьевне девяносто, не вышла ли ошибки, и туда ли я попала?»
Видя моё растерянное лицо, Анастасия Леонтьевна, смеясь, заметила, что хоть ей и девяносто, но чувствует она себя на все пятьдесят, а может и того меньше. И тут же, с одобрения самой хозяйки, мы перешли с официального Анастасия Леонтьевна на добродушное и теплое - бабушка Настя.
И с первых же минут знакомства я ловлю себя на мысли, что знаю бабушку Настю уже долгие годы. Уж больно легко и непринужденно мы начали болтать на разные темы.
Видели бы вы, с какой гордостью бабушка Настя рассказывала о своих детях и внуках, как загораются яркими искорками при этом её глаза, сами бы непременно улыбнулись от этого зрелища!
– Юбилей уже отметила, а поздравления получаю и по сей день, - с улыбкой заметила моя собеседница. - Столько подарков подарили, прям и не знаю, что теперь делать. Поздравляли не только родные и близкие, но и знакомые, соседи. Даже с администрации Черниговского сельского поселения заезжали, да так поздравляли душевно, что прослезилась даже.
И тут я поняла, как важно знать, что тебя не забыли, что о тебе помнят. Ведь главное для пожилого человека - это ВНИМАНИЕ, ну и, непременно, доброе слово.
В живой и интересной беседе я и не заметила, как пролетело время. Но послушать рассказ о самых памятных и незабываемых моментах жизни Бабушки Насти - стоило того…
- В пятьдесят четвёртом году по переселению мы всей семьёй попали в Приморье с Украины, - вспоминала бабушка Настя. - Это я к тому, как мы попали в Черниговку. Совсем маленькой Черниговка тогда была. Это сейчас она разрослась и расширилась, а раньше деревянные домишки везде стояли, да несколько улиц было. Но уже тогда это село очаровало нас, переселенцев с запада, своей атмосферой уюта и теплоты, обворожила особой красотой. Люди, что здесь жили, особой добротой отличались, приветливостью. Вот, считай, с тех годков и живём здесь, прикипели не только душой, но и телом к этим местам. Здесь детки выросли, внуки, очень надеюсь, что еще и правнуков понянчить смогу.
- Кто бы сказал, что доживу до девяносто лет, не поверила бы, - продолжила бабушка Настя. - Уж больно много всего разного пришлось пережить. Но Господь дал возможность дожить до сегодняшнего дня, и я этому очень рада. Столько людей хороших мне довелось в жизни повстречать! И о каждом в памяти сохранилось тепло и душевность. Вот и Алексеевича моего уже рядом нет (супруг бабушки Насти Иван Алексеевич – от ред.), а вспоминаю о нём постоянно, как будто и рядом по дому со мной хлопочет. Хорошие годы в совместной жизни у нас были, ладно жили, детишек вместе замечательных подняли, трудились плодотворно для людей, за что и награды и благодарности имели.
Из рассказа бабушки Насти я узнала об её непростой жизни. Уже с детских лет отличалась она трудолюбием. За любую работу бралась с рвением и самоотдачей. До войны трудилась в детском саду разнорабочей. Ну а потом довелось этой хрупкой женщине побывать и конюхом, и птичницей, и дояркой.
Много лет отдала она работе на швейной фабрике в Черниговке. И даже уйдя на заслуженный отдых, бабушка Настя всё также не сидела без дела – техничкой трудилась в народном суда, военкомате. И при всём этом еще и домашние дела вела, на огороде хлопотала, по хозяйству. Да и троих ребятишек поднимать на ноги с мужем успевала.
- Но военная пора, наверное, это самое памятное время, - продолжала вспоминать Анастасия Леонтьевна. - Думаю, что ни один человек, кому довелось пройти через неё, не смог забыть ее до конца своих дней…
Девятнадцатилетней девчонкой завербовали бабушку Настю на стройку на Урал. В самый разгар войны всякое довелось увидеть: и голод, и холод, и смерть родных, друзей и близких, и бомбёжки и артналёты. Покочевать пришлось по разным краям, пока своим ходом добиралась домой. Зимой попала в Пензенскую область, где и перезимовала в приютившей ее семье. А по весне помогала этой семье перебраться в другой район. Шли своим ходом, семья была большая, детишек много, да и родить должна была в скором времени хозяйка, вот бабушку Настю и взяли в помощь. Она гнала коровку, ухаживала за ней, доила.
- По дороге, пока добирались, - говорила Анастасия Леонтьевна, - столько страшного довелось увидеть! Наши советские войска гнали фашистов с захваченных территорий, а мы, беженцы, обозами вслед за фронтом двигались. Помню, как въехали в одну деревню. Километров на десять тянулось пепелище, одни печные трубы из кострищ торчали, и местные жители на виселицах висели. Их и похоронить-то некому было, истребили фашисты почти всё население. И таких деревень и хуторов много было. Жёг немец, уходя с нашей земли, всё подчистую. Не дай Бог вам увидеть всё это!
Голодно в то время очень было, рядом никого из родных, чужие места, но жить очень хотелось. Сжалилась надо мной одна бабушка и подсказала, чтобы я шла на работу в прачечную, которая находилась при фронте, там хоть как-то кормили, был шанс не помереть с голоду. И вот я, совсем худющая и слабая от голода, отправилась наниматься на работу. С недоверием смотрел на меня командир, когда я пришла к нему с просьбой взять меня в помощники, сказал - либо помрёшь, уж больно слабая на вид, либо сбежишь, как только откормим тебя. Но я не из таких была - раз уж взялась за дело, обязательно до конца его доведу!
Так и началась фронтовая жизнь бабушки Насти. Трудно было всем, работали-то в основном одни молоденькие девчонки, да и работа была не из лёгких: обстирывали солдат и офицеров, бельё штопали. Война войной, а бытовые условия старались покомфортней солдатикам создать, чтобы хоть так облегчить их непростое дело – собой от врага прикрывать родную землю, ценой своей жизни за женщин, детей и стариков стоять.
Всякого за время войны насмотрелась бабушка Настя. Жили и работали в не отапливаемых землянках, там и бельё сушили. И, конечно же, двигались вслед за фронтом. Порой в километре от поля боя располагались, а потому и под обстрелы неоднократно попадали.
- Бывало, заляжешь при бомбёжке в землянке, вожмёшься худым телом в земляной пол и дрожишь всем телом, - вспоминала моя героиня. - И только молишь Бога, чтоб уберёг от мучительной смерти.
Но, несмотря на смерть и все ужасы войны, умудрялись и как-то жизнь налаживать: песни часто под гармонь пели, танцевали, влюблялись друг в друга. Ухаживали за молоденькими девчонками солдатики, ведь на войну попадали буквально со школьной скамьи, не познав даже первой любви. И бабушка Настя не была исключением, ухаживал за ней один капитан, очень красивым был, они и пожениться собирались. Но вот только не судьба была им вместе быть, казнили его немцы, когда он в окружение попал. Пытали сильно, а потом повесели.
- Хоть и насмотрелась я ужасов в войну, а немцев жалко было, особенно когда к окончанию войны часто их встречали пленными. Было дело и подкармливали с девчатами, сами ведь знали, что такое голод, - вздыхала Анастасия Леонтьевна. - Ну а Победу я встретила в Германии. Как сейчас помню, мы в казарме были. А к нам вбегает капитан и со слезами на глазах и радостно так кричит: «Девочки, война кончилась! Победа!». И плакали мы в тот момент от радости, что дожили наконец-то до Победы. И плакали от горя за погибших наших товарищей. Налили нам по сто грамм боевых в кружки, чтобы отметить нашу Победу и окончание той прокрытой войны. И, не поверишь, вкус того спирта в тот момент слаще любого вина был…
Ну, а потом расформировали нашу воинскую часть. Не сразу, правда, я домой попала, только в декабре добралась. Маму в живых уже не застала, не пережила она войну. Сестрёнки со своими детишками, да маленький братишка встречали меня с фронта. Но, как говорится, жизнь брала своё, надо было учиться жить дальше.
С будущим мужем Иваном бабушка Настя жили в соседних хуторах, и друг с другом знакомы были. Он ее и на фронте встречал, но влюбились они позже, когда жить в мирное время начали. Поженились, да и начали жизнь налаживать. Работали вместе в колхозе, а потом Ивана Алексеевича послали учиться, и после учебы назначили председателем. Много наград за всю свою трудовую жизнь он получил, да и за время войны многократно награды получал.
- Хорошим человеком мой Иван был, трудолюбивым, своим примером и детей наших к труду приучил, - закончила свой рассказ бабушка Настя и тут же продолжила: - Я, несмотря на солидную дату, свой возраст не ощущаю. Пока шевелюсь, делаю дела по дому, и чувствую себя бодренько. Правда, дети ругают меня, чтоб я больше отдыхала, но не моё это. Мы, наверное, такое поколение, что просто не можем сидеть без дела, для нас движение - это жизнь. Вот сейчас отметили всей семьёй мой юбилей, можно и о дальнейшем подумать. Весна ведь предполагает активный труд. И в огороде нужно всё успеть, и цветочки посеять. Я вот с утра пораньше погребла граблями во дворе, и сил как будто прибавилось. Неусидчивая я, – смеясь, заметила Анастасия Леонтьевна. - Маленькая, да удаленькая, с детства говорила, глядя на меня, моя мама…
…За время беседы бабушка Настя, окунаясь в воспоминания о прожитых годах, как будто вся святилась изнутри. Невооруженным глазом было видно, как дороги ей те мгновения, что оживают при нашем разговоре. И, словно по волшебству, отмотав «…дцать» лет назад, пусть хоть и ненадолго, моя собеседница снова становилась молоденькой девчонкой, красавицей Анастасией с глазами цвета мирного неба…
Долгих лет вам, бабушка Настя!
Добавить отзыв
Читайте также
![]() | 07.09.2017 Обсуждение проекта программы |
![]() | 11.08.2017 Общественные обсуждения проекта |
![]() | 09.03.2016 Свою историю мы творим сами |