«Улететь бы журавлем к нашим на рассвете»
В процессе поиска новых талантов для проекта самодеятельной творческой группы «Альтернатива», который называется «Авторские стихи и песни жителей Черниговского района», мне посчастливилось познакомиться с Николаем Анатольевичем Лушковым. Признаюсь, удивительный человек, открытый, искренний, талантливый. Встретить такого в наши дни – большая удача.
Впервые я услышала о нем от заместителя директора по воспитательной работе ПУ-52 Кулиш Ольги Петровны еще осенью прошлого года:
- Какие уроки он дает для наших ребят! Им нет равных. Это даже и не уроки, а монологи стихах. Стихи сам пишет. Самый посредственный учащийся на всю жизнь запомнит такой урок, а если интеллект повыше, так до слез проймет, до мурашек по коже.
В ту осень Ольга Петровна и представила мне Николая Анатольевича. К сожалению, учебный процесс не позволил нам в то время побеседовать, как говорится, по душам, и впервые его стихи я услышала зимним вечером по телефону, когда предложила поучаствовать в народном проекте авторского творчества «Как сердцу выразить себя».
- А это стихотворение можно? – спросил Николай Анатольевич и стал читать «Полевые цветы».
- Вот тебе и полевые цветы, - проглотила я горький ком от услышанного. Черной сюжетной нитью через «Полевые цветы» шла Чечня:
Посмотри на лютики, на ромашки в степи.
То не розы без запаха – полевые цветы.
Легким хмелем и медом напоила Земля.
Не купить в супермаркете – сам собрал для тебя.
Под обстрелом и взрывами собирал я цветы.
Как живешь ты, родимая, и увидишь ли ты…
Тот букетик – пусть маленький – с полосы фронтовой,
Лепесток нежный, аленький, опаленный войной
Передал через раненых я на борт боевой.
Ну, взлетай же, пожалуйста – вас прикрою собой.
Довези пацанов, чтоб не плакали матери,
И букет – все равно не поймут обыватели…
Довези, пусть останутся живы.
И под вечной Луной
Прорасту я зеленой травой.
Ты увидишь цветы
На поляне весной…
Посмотри на лютики, на ромашки в степи.
То не розы без запаха – полевые цветы…
- Сейчас я Вам еще прочту, - спешил сбросить накопившийся творческий потенциал мой собеседник. Надо признаться, творческие люди интуитивно чувствуют и понимают друг друга, как было и на этот раз. Ему хотелось самовыразиться.
- Читайте, пожалуйста, с удовольствием слушаю.
И он прочел стих «Непонятная война»:
Вот упала звезда, прямо с неба упала.
Загадал он желанье – упади на погон.
Но звезда пролетела – мимо жизней упала,
Лишь сказала ребятам: «Довезет вас Хорон».
На войне так бывает – погибают ребята
За Россию и честь – это в нашей крови.
Матерям же предложат надгробья солдата,
В утешенье им скажут: «Ты не плачь, ты пойми…».
Кто поймет эту боль, кто измерит страданья?
Только тот, кто до срока терял сыновей.
Кто вернет им надежду, кто вернет их мечтанья,
Уберет седину и слезу матерей?
Эту боль не унять, сердце бьется на части.
Награждают бездарных, всесильных мужей.
С фотографий с укором на них смотрят солдаты,
Для которых ни разу не спел соловей.
И плачет седая мать, как скала почернел отец.
С фотографии смотрит сын, как живой в 19 лет.
А где-то поднимут тост за талант и судьбу,
И виновник опустит в стакан упавшую на погон звезду.
Очень откровенные стихи, которые заставляют думать…
Именно непонятными для большинства российских граждан были и есть Афганская и Чеченская войны. Кто станет спорить? Витиевато преподносили нам информацию об этих событиях, лукавили, скрывали. Четырнадцать с половиной тысяч убитыми мы потеряли в Афганистане, а сколько в Чечне – статистика до сих пор умалчивает. Те, что погибли, уже не будут свидетельствовать. Для тех же, кто выжил, пройдя эту неоправданную ничем бойню, и имеет собственное мнение о ней, все чаще афгано-чеченские события выливаются болью в стихах.
Николай Анатольевич Лушков не воевал, но, судя по его стихотворным строкам, он способен довольно принципиально анализировать исторические события, которые чиновники, лукавя, называют «локальными конфликтами», а чаще вообще замалчивают о них, обходят стороной, усаживая народ у экранов телевизоров с бесконечными многосерийными сериалами и развлекаловкой в виде помпезных шоу-представлений. Мол, сидите, уважаемые граждане, рано или поздно все само собой рассосется.
Многие из воевавших в так называемых «горячих точках» мало того, что до сих пор носят незаживаемые душевные раны, еще и к сокращениям приговорены. А ведь, как правило, под сокращение попадают лучшие из лучших, потому как не умеют приспосабливаться, давать на лапу, лизоблюдничать, приспосабливаться, менять на фуфло офицерскую честь. Быть может, поэтому Николай Лушков дает характеристику настоящему офицеру российской армии, чтобы те, кого он сегодня учит, четко знали, что быть настоящим офицером – это «жизни призванье».
Ты рожден под счастливой звездой, и звезда - на погонах.
Твое счастье – Россия и любовь вместе с ней - до конца.
Ты не сможешь иначе, твоя жизнь вся в походах.
Обвенчался с Россией ты в веках и на все времена.
Офицер – это жизни призванье.
Не становятся ими, а рождаются, сердце даря.
Ведь оно каждый миг под прицелом,
И звезду в изголовье офицеру украсит заря.
Не жалея ни жизни, ни сил для России,
Ты примером своим поднимаешь солдат.
Пусть хранит тебя Бог и сынов всех России,
Всех, имеющих честь, - тех, кто держит в руках автомат.
Помню, что после спонтанного прослушивания этих стихов по телефону, некоторое время не могла собраться с мыслями, чтобы дать оценку услышанному. Высокую оценку. Не давали это сделать как раз те мурашки, о которых прошедшей осенью говорила мне Ольга Петровна Кулиш. Услышанное впечатляло!
- Бесспорно включаем в свою программу Ваши стихи, Николай Анатольевич, - выдохнула я, а про себя отметила: «Да, это не плоды слюнявого стихоплетства с рифмовкой «палка-селедка» книжного Незнайки, какими иногда балуются некоторые лирические популисты, именуемые себя поэтами. Это стихи умного, зрелого человека, способного масштабно мыслить и, самое главное, формировать свои мысли в классные стихи, от которых становится не по себе, и появляется чувство собственной причастности к событиям.
И вот недавняя наша встреча с Николаем Анатольевичем в стенах ПУ-52. Пока не закончился урок, он ставит для меня видео в воспитательской и просит подождать до звонка.
С удовольствием и интересом смотрю фильм. То, что вижу на экране, впечатляет. Настоящий урок мужества. На него приглашены участники Отечественной, Афганской и Чеченской войн. Урок подготовлен к 23 февраля, именуемому Днем Защитника Отечества. В зале – тишина. Учащиеся и все присутствующие с неподдельным вниманием ловят каждое слово учителя и, видимо не ошибусь, если скажу – кумира. Николай Анатольевич спокоен, уверен, открыт – об этом говорит каждый его жест, каждое слово, выражение глаз, мимика. А потом, как умело он смог интегрировать свой предмет ОБЖ и историю – это редко кому удается.
«Отлично! - отмечаю про себя. – Прекрасный организатор, талантливый оратор! Педагог по призванию! Без конспекта, без единой «шпаргалки» и так полюбившегося многим выступающим планшета с готовой текстовкой. А он – стихи наизусть. Искренно, доходчиво, эффектно. В перерыве между стихами – экспромт с воспоминаниями о собственном детстве, о дедушке, которого мальчишкой пытал словами: «Деда, а тебе на войне было страшно? А тебе было больно?».
Сталинградская битва. Героические подвиги двухсотдневной битвы за каждую пядь земли, за каждую стену. И про винтовку – одну на пятерых, про последнюю гранату, с которой, не раздумывая, ложился русский солдат под вражеский танк.
Про форсирование Днепра, про эскадрилью молоденьких летчиц, которых немцы прозвали за отчаянную смелость «ночными ведьмами», и про многое другое в стихах узнали учащиеся на этом уроке мужества. И лаконичное резюме, как итог: «Ребята, война – это противоестественно, но для настоящего русского солдата всегда было позором показать спину врагу. Так будьте же достойны памяти отцов и дедов!».
«Вон как внимательно ребята слушают, - отмечаю про себя. – Ни звука в зале. А ведь в ПУ далеко не маменькины детки учатся. Трудно таких увлечь и повести за собой, Ему же, душевному, искреннему человеку, прекрасному учителю высшей квалификационной категории, судя по всему, это удалось. Быть может, потому что, как когда-то это делал Владимир Высоцкий, не любит писать «причесанных» стихов, а говорить обо всем предельно откровенно и правдиво – редкое качество.
Пыль на сапогах, не пыли, пехота.
Уж в который раз в бой идет штрафная рота.
Нас осталось трое. Трое из тех, что были…
Сколько еще будет? Лишь бы не забыли…
Лишь бы помянули честным, добрым словом.
Мы опять и снова в бой идем суровый,
В бой – без подготовки, в поле – через мины.
Даже черт не видел страшной той картины.
Когда взрыв взметает головы и ноги,
Когда застилает кровью наши взоры,
Знаем, что погибнем, знаем, что без чести,
Но хотел бы каждый, чтоб дошли бы вести
До родной сторонки. Не найдут могилы…
Но мечтает каждый… Чтобы не забыли.
…Когда штрихи к портрету уже были готовы, оставалось уточнить, откуда он родом, о семье, о дальнейших планах. Как правило, такие одаренные люди очень немногословны, и если их спрашивают о личном, говорят: «все, как у всех». А хочется докопаться до истоков творчества – когда же именно зажглась в душе эта божья искра?. И вот что я узнала.
По переселению Николай Анатольевич с женой прибыл из Брянской области в совхоз «Алтыновский», откуда он был переведен в восьмидесятых в ПУ-52 мастером. До переселения еще на родине встретил ту единственную, свою Надежду, с которой вот уже 30 лет идет по жизни в любви и согласии, которая дождалась его из армии, вдохновляла на творчество, родила прекрасную дочь Елену.
Кстати, их дочь, Елена Николаевна Панченко, - участница уже двух проектов народного творчества, тоже очень талантливый человек. Пишет стихи и музыку. Преподает уроки музыки в Черниговской сш№8. Начинает писать стихи и внучка Виолетта.
- Так с чего же все началось? – пытаю своего собеседника.
- Помню там, на западе, в родных местах, огромный в три обхвата дуб, - отвечает он. - По преданию, ему было больше 600 лет. Рассматривая его мальчишкой, я увидел вонзенную в ствол стрелу – наследие далеких предков. Именно тогда почувствовал до мурашек по коже, что это какое-то знамение, намек. С тех пор дорожу каждой минутой жизни, стараюсь побольше успеть. Пишу стихи без черновиков, вроде мне кто-то на ухо их нашептывает. И все знаю наизусть.
- Это редкий дар, согласитесь? – обращаюсь я к собеседнику. – Почему ж не публикуетесь?
- Видно, теперь время пришло, - улыбается в ответ, протягивая мне несколько своих рукописных работ для газеты «Де-факто».
…По дороге домой думаю о том, сколько еще в нашем, Черниговском, районе, таких вот неоткрытых талантов, как Николай Анатольевич Лушков. И каждый ждет своего часа.
Зоя Казак
Отзывы
1. паоплрбюьошю, 25.02.2010, 21:27
1 -стих понравился но ...
И под вечной Луной
Прорасту я зеленой травой.
ээээ его че убил чтоли?а девушка увидит у себя цветы н а полянке это он пророс полевыми цветами? вторй стих про офицера вообче рифма страшная , штрафбат еще ни че , самый удачный 1 стишок н оконцовка н епонтнаяи не удачная , пиши ищо
Добавить отзыв
Читайте также
![]() | 07.09.2017 Обсуждение проекта программы |
![]() | 11.08.2017 Общественные обсуждения проекта |
![]() | 09.03.2016 Свою историю мы творим сами |