О придорожной торговле,
О придорожной торговле,
или как простому селянину в безработной деревне свести концы с концами
Не так давно в АиФе прочла благодарственное письмо жителей одного из российских сел, в котором люди с самыми теплыми и искренними словами благодарности обращаются к руководству своего поселения за созданные условия и возможность торговать у федеральной трассы.
«В нынешних условиях массовой безработицы и маленьких пенсий, а также низкой покупательской способности на центральном рынке села, это единственное средство для выживания, - пишут они. - Сгнивший забор заменить, крышу отремонтировать, топливом к зиме запастись, детишек в школу собрать, на черный день копеечку отложить – все с трассы, да и того более, строительство новых домов многие затеяли, встав на ноги. Оживает деревня. Водку пить, как раньше, от безделья, некогда! Селяне выращивают ягоды, овощи и фрукты и все несут на продажу. За придорожную торговлю, единственную возможность честным трудом заработать на жизнь, держатся как за спасительную соломинку».
И правильно пишут. Проблемы у многих российских сел одинаковые: безработица, маленькие пенсии, дорогое (относительно доходов) топливо и высокие коммунальные платежи. Не парадокс ли, что в стране с огромными золотовалютными запасами и несметными природными богатствами, в период, когда за баррель нефти дают запредельные суммы, все приведено к саркастической аксиоме: «Спасение утопающих – дело самих утопающих». Вот и барахтается простой люд кто как может, и хорошо, если, хотя бы, органы местного самоуправления замечают проблемы своих земляков и способствуют выживанию, в полном смысле слова.
Некоторым, как в конкретном описанном случае, видно надоело выживать, доживать и спиваться. Вот и потянулись люди активнее к федеральным трассам с нехитрым сельским товаром. Села, через которые проходит эта трасса, считаются более или менее удачливыми.
Повезло в этом плане и жителям нашей Черниговки. Уже с раннего утра, в некоторых местах федеральной трассы Владивосток-Хабаровск, группируются на спонтанно созданных придорожных базарчиках селяне, в надежде заработать на жизнь.
В один из таких вот дней я прошла с рабочим блокнотом от одного такого базарчика к другому с вопросом, что на трассу привело людей. И вот что я услышала.
Вера Ивановна:
- Вот, смотрите, весь мой товар, - указала она на низенький самодельный столик, где стояло ведерко с ранней картошкой, да несколько стаканов с горохом. – Бывает, целый день просижу, пока расторгуюсь. А что делать - нужда. Дочке операция предстоит осенью, все немалых денег стоит. Пенсия 2800. Внук подрастает, уже в старших классах, одной картошкой не прокормишь, да и в школу собрать непросто. Так что пока силы есть, буду ходить сюда на заработки.
Алла Семеновна:
- А где нынче деньги еще можно заработать простому человеку? Только здесь, на трассе. Мне документы на наследство в БТИ надо оформить. Сказали восемь тысяч нужно за это платить. Пенсия у меня 3800, едва на жизнь хватает, и то почти во всем себе отказываю. Помочь некому, дети безработные, сами случайными заработками перебиваются. Как жить, скажите?
Мария Аксеновна:
- Старика своего похоронила в прошлом году. Болел он крепко, почти обе пенсии тратили на лекарства. Сейчас – одна. Забор завалился, а новый построить не на что. Вот наторгую, может, к зиме найму мужиков, да железный поставлю. Да и дровец надо припасти, про зиму летом надо думать, привыкли с дедом к порядку, теперь все самой…
У следующего рынка из пяти человек те же самые разговоры о копейке насущной. Как одна из женщин выразилась: «Или выживать надо, или умирать». И она права, ведь что такое пенсия 3-4 тысячи рублей или средняя зарплата сельского жителя 5–6 тысяч? Это на уровне 25–40 рублей доперестроечных советских денег, если перерасчет вести по основному продукту – хлебу. Только запутали нас в этих перестроечных деньгах: то миллионеры мы, то нищие, теперь вот, поди, опять квартира на миллионы тянет. Продашь – миллионер, купишь – нищий.
Мужчина средних лет в ответ на мой вопрос сдержано матюкнулся и про субсидии государственные разговор начал. Дескать, совсем до копеечных выплат довели их.
- Лучше я у дороги посижу, поторгую, чем по чиновничьим кабинетам за справками ноги обивать стану, а потом на смех курам насчитают субсидию рублей на 80. То ли смеяться, то ли плакать за такую «заботу», - резко махнул он загорелой рукой.
- Да и я уж за той копеечной субсидией не обращаюсь, - поддержала мужчину женщина в китайской шляпке, - лучше сполна заплачу за квартиру своему заботливому государству. Всю жизнь на его робила, а теперь не нужна.
Понимаю обиды людские и разделяю их потому, как и себя отношу к числу многострадальных статистических россиян, выживающих изо всех сил.
У третьего спонтанного рынка присаживаюсь на свободный край старенькой скамеечки и слово за слово перехожу к тому же вопросу: что заставило торговать у трассы, какая нужда? Здесь собралась группа помолчаливее прежних моих собеседников: кто сделал вид, что не услышал моего вопроса, кто отошел к выставленному на табуретках и столиках товару, якобы, подправить, переставить.
Через минуту-другую моложавая симпатичная женщина со смешком сказала:
- Спасибо начальству, что нас хоть в этом году не гоняют с трассы. А то прошлым летом кого на комиссию, кому штраф. Не успеешь присесть, а они тут как тут. А с чего я этот штраф заплачу, на инвалидности я, сюда не так часто прихожу, а что заработаю здесь – все на лекарства трачу. Глупая, от льготных лекарств не отказалась, все думала, что в этом году сполна выдавать будут, как обещали, ан нет, еще хуже стало. А что делать? С моей болячкой без лекарств нельзя, вот и приторговываю, добро бы на колбасу, а то на пилюли, которые бесплатно получать должна.
Молоденькая девушка тоже поддержала беседу:
- Одеться хочется. Смотришь телевизор, там такие наряды, косметика, а в магазинах цены «кусаются». Посидишь часов двенадцать у дороги, очумеешь от жары и шума, устанешь, уже и не до дискотеки. Потом все-таки соберешь на обновку, и купишь за свои заработанные. Нас трое, мама одна работает. Трудно. Все школьники.
- А я детишек дома одних бросила, - тихо добавила худенькая молодая женщина, - сами себе целый день предоставлены. В школу собрать – проблема. Книжки уж больно дорогие, а еще сколько всего надо… Как тут без трассы выживешь?
Выслушала людей, попрощалась… До следующего базара, что у автовокзала, я шла по противоположной от него стороне. Чуть наискосок, через дорогу от торговых рядов, на скамеечке у старенького дома сидела старушка. На старом бачке, прикрытом тряпицей, стояли стаканы с вишней. Присела рядышком – поговорили. И теперь вот вам и еще одна судьба. А что ни судьба - то российская трагедия.
Живет бабулька с сыном-инвалидом. Его жена давно умерла. Дочь в 15 лет родила, оставила прабабушке и отцу-инвалиду дочку и уехала. Так и живут втроем на две пенсии, в сумме составляющие 6 тысяч. Девочке уже 12 исполнилось. Та же нужда заставляет торговать - сборы в школу. Мать-кукушка об этом не думает, у нее своя жизнь не устроена, перебивается случайными заработками в городе.
- А что эти шесть тысяч? - говорит бабулька. - За свет заплати, углем, дровами запасись к зиме, обувку какую купить надо, да и пропитание нынче дорого обходится. Все кругом подорожало, как не приторговывать? Огурцы, нынче, в цене были, так трошки отложила, продав их, - с гордостью за успешное дело проговорила она. - Давал бы Господь здоровья, тогда выживем и правнучку на ноги поставим.
Попрощавшись с бабушкой, иду к рынку, что у автовокзала. Грустная здесь картина. Вокруг сидящих в рядок продавцов везде грязь. После прошедшего дождя наполненные дождевой водой огромные выбоины не дают возможности подъехать машинам поближе, да и пешим покупателям далековато обходить.
«Пора бы уже отсыпать торговую площадку, - подумала я, - ведь рынок этот сформировался не год и не два назад, он, пожалуй, ровесник нашей перестройки, а все вокруг далеко не рыночно и даже не базарно, а как-то бестолково запущено. Нет подходов, прилавков, навесов. Вроде бы шоссейно-рыночной проблемы не существует или появилась она только вчера… Ну, не от хорошей ведь жизни сюда, к федеральной трассе и автовокзалу, собираются люди со многих улиц Черниговки, можно ведь, хоть чуть-чуть окультурить такие места. Проблема ведь не рассосется сама собой. Она была, есть и будет».
Сидят у трассы не только безработные, но и представители учительства, здравоохранения, работники культуры, вышедшие на пенсию! Эх, пенсия! Разве на нее проживешь без добавки? А добавку приходится зарабатывать здесь, в экстремальных условиях, под палящим солнцем, на ветру, иногда под дождем.
И, конечно же, как во всяком коммерческом деле, у дороги сидят иногда не совсем совестливые люди. Одни из них продают китайские фрукты и овощи, выдавая за свои, другие попристраивали свой товар к бабулькам и только прибыль собирают, цыганки снуют туда-сюда, продавая сотовые телефоны. Вряд ли они платят налоги. А при избытке чиновников разных мастей этого никто старается не замечать…
Но, пожалуй, не о них сейчас речь, а о тех, кто изо всех сил старается выжить благодаря придорожной торговле, о тех, с кем мне удалось побеседовать. Делая это, я попыталась выделить главный вопрос, их интересующий. Он прозвучал так: «Будут ли прогонять с дороги или штрафовать в этом году, как это делалось в прошлом?»
С этим вопросом я обратилась к председателю районной Думы Н.И Качуре, на что он ответил так:
- В компетенции районной Думы остались здравоохранение и образование. Все остальные вопросы отошли к поселениям.
Тогда я отправилась в Черниговское сельское поселение. Глава поселения В.В Вовк объяснил, что специальным решением в этом году определены места придорожной торговли в районе автовокзала и АЗС, а также на перекрестках улиц Шоссейной и Октябрьской, Ленинской, Полтавской. Люди предупреждены о безопасности торговли, на каждом маленьком рынке есть организаторы торговли, проживающие в близстоящих домах. Так что возможности заработать на федеральной трассе никто в этом году лишаться не будет. Это хорошая новость.
Хорошо бы еще привести в надлежащий торговый вид хотя бы места больших придорожных рынков. Торгующие на автовокзале и около автозаправочной станции люди надеются не только на понимание властями назревшей проблемы, но и на ее скорое решение. А то разночтение какое-то получается: правительство дачную амнистию объявляет с целью привлечь людей к земле, а у нас люди дачи забрасывают, потому что не на чем добраться с этих самых дач.
Подобные проблемы не только у Черниговского, но и у других поселений. Вопросы для людей важные и требуют незамедлительных решений. Да не так, как один большой чиновник сказал: «Собака лает, караван идет», а по-хорошему, по-землячески, чтобы люди ощутили пользу от органов так называемого самоуправления и реально почувствовали заботу о себе.
Зоя Казак.
Отзывы
1. Валерия, 16.09.2009, 14:19
Лично я за придорожную торговлю, людям как-то выживать надо. Но больше всего мне интересно как у нас в районе работает налоговая инспекция?!! Кто-то оформляется, платит налог, а кто-то(их большинство)просто торгуют и смеються над законопослушными гражданами. В большенстве случаев это касается Черниговку и Дмитриевку
2. trdgfa, 17.06.2023, 18:35
Cheap Cosplay Costumes
Trajes De Anime
Qualit?ts-Cosplay
One Punch Man Cosplay
Dragon Ball Cosplay
Fairy Tail Cosplay
Attack On Titan Cosplay
Добавить отзыв
Читайте также
![]() | 07.09.2017 Обсуждение проекта программы |
![]() | 11.08.2017 Общественные обсуждения проекта |
![]() | 09.03.2016 Свою историю мы творим сами |